Ответим на все Ваши вопросы

Относятся ли электронные журналы к информационным средствам

Относятся ли электронные журналы к информационным средствам

Электронное издание определяют как электронный документ (группу электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. Оно может быть как в форме веб-ресурса, так и записанным на электронный носитель информации.

Менее казённая формулировка определяет электронное издание как сайт (или группу сайтов), предназначенный для решения задач, свойственных печатным и электронным несетевым средствам массовой информации, и новых задач, реализация которых возможна только с помощью технологий Веб-2.0 и последующих теоретических версий.

Так же, как печатное СМИ, электронное должно быть зарегистрировано как средство массовой информации в ФГУП НТЦ «Информрегистр»: с начала работы этой организации в 2003 году и по сей день зарегистрировано около 27500 электронных изданий разной направленности (см. Приложение 1). Электронное издание должно иметь ISBN, систему навигации или меню, а также гипертекст. Помимо веб-сайтов, электронными изданиями могут быть электронные журналы, книги, фотоальбомы и базы данных (энциклопедии и электронные библиотеки), изданные на электронных носителях.

Первые электронные издания, появившиеся в 90-х годах, были связаны с библиотекарским делом: реферативные и библиографические базы данных были предназначены для квалифицированных пользователей — работников крупных библиотек и научных работников. Базы данных, в которых хранятся или публикуются электронные издания, поддерживают каталогизацию и другие виды библиотечной деятельности, в частности, одну из важнейших — доступ читателей в публичный каталог. В России первые интернет-издания начали появляться в середине 90-х с развитием сети и появлением новых технологий, таких как графический браузер. В ноябре 1994 г. появилась первая полнотекстовая электронная русская библиотека (lib.ru), первые журналы, распространяемые по электронной почте, а также авторские проекты — сайты в основном информационной и новостной направленности, созданные и поддерживаемые усилиями одного человека. Печатные СМИ вошли в сеть уже ближе к концу 90-х: до этого времени веб-сайты традиционных изданий представляли собой электронные копии профессиональных СМИ. Первое в России ежедневное интернет-издание, не имеющее печатного аналога, — Gazeta.ru, — начало выходить весной 1999 года как проект Антона Носика.С тех пор электронные издания прошли большой путь, и РСС-рассылки заменили приложения для планшетных компьютеров и тяжеловесные сайты, полные вебдванольных наворотов. Социальные сети, ранее блоги, почти стёрли грань между отдельным человеком и СМИ, однако до полного слияния этих двух медиаресурсов ещё далеко.

Можно выделить несколько свойств электронных изданий. Во-первых, это наличие гипертекста. Предсказанные фантастами лет пятьдесят назад, сейчас HTML-документы с узлами перехода между текстами являются основным объектом любого веб-сайта. В более широком смысле гипертекст встречается и в печатных изданиях — в словарях и энциклопедиях, однако в интернета работа с гипертекстом исключительно удобна.

Второе свойство электронных изданий — это индивидуализация. В 1980-е годы американский футуролог А. Тоффлер пришел к выводу, что эпоха традиционных, рожденных индустриальной революцией средств массовой информации, обращенных к универсальной по составу аудитории, заканчивается. В постиндустриальном обществе наступает эпоха средств массовой информации, ориентированных на «микроаудитории» в соответствии с разнообразными интересами и потребностями различных аудиторных групп.Одним из основных катализаторов «демассификации» СМИ является расширяющееся во второй половине XX в. применение адресных рекламных технологий, основанных на социологических исследованиях и промерах различных секторов потребительского рынка. Современный рекламный бизнес заинтересован в том, чтобы реклама адресно доставлялась аудиторным группам с четкими, хорошо изученными параметрами (половыми, возрастными, профессиональными), с точно определенными запросами и предпочтениями, ценностными и мировоззренческими установками — и была целенаправленно подстроена под эти характеристики, что является условием высокой эффективности рекламного воздействия. Телевидение и радио дают возможность потребителю получать рекламу и новости, подходящие для его страты. В электронных СМИ медийная «демассификация» трансформируется в индивидуализацию, когда потребитель сам формирует своё информационное меню, выбирая различные медийные объекты.

В последние годы традиционные происходит сближение и слияние СМИ при их переводе на единую цифровую платформу. Под влиянием процессов перехода на цифру и конвергенции СМИ приобретают характеристики многоканальности, мультимедийности, интерактивности, способности к отражению происходящих событий в режиме реального времени и непрерывному обновлению информационных ресурсов.Но пока что лишь малая часть населения Земли имеет доступ ко всем средствам информации. Коммуникационные технологии, обеспечивающие приобщение к современным информационным ресурсам, пока недоступны в странах третьего мира, и поэтому говорить о глобальном характере электронных СМИ пока рано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *